|
DSpace - репозиторий ХГУ НУА >
Автореферати дисертацій >
Автореферати дисертацій >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://dspace.nua.kharkov.ua:8080/jspui/handle/123456789/242
|
|
|
Название: | Регуляція навчально-пізнавальної діяльності: соціально-філософський аналіз |
Авторы: | Усик, Елена Юрьевна |
Ключевые слова: | учебно-познавательная деятельность регуляция учебно-познавательной деятельности регулятивные средства механизм регуляции инновационная модель образования субъект учебно-познавательной деятельности learning and cognitive activity regulation of learning-cognitive activity mechanism of regulation regulation methods subject of learning-cognitive activity social and cultural educational environment |
Дата публикации: | 2005 |
Библиографическое описание: | Усік О. Ю. Регуляція навчально-пізнавальної діяльності: соціально-філософський аналіз : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.03 / Усік Олена Юріївна ; Харк. ун-т повітр. сил. — Х., 2005. — 19 с. |
Описание: | Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – социальная философия и философия истории. – Харьковский университет Воздушных Сил, Харьков, 2005.
В работе на основе междисциплинарного подхода исследована учебно-познавательная деятельность как специфическая форма общечеловеческой деятельности. Установлено, что в структуре учебно-познавательной деятельности диалектически сочетаются элементы творческие и репродуктивные, свободные и детерминированные, случайные и необходимые, стихийные и управляемые, субъективные и объективные, индивидуальные и коллективные. Учебно-познавательная деятельность рассмотрена как сложная открытая система с точки зрения синергетического подхода, который предполагает учитывать естественную самоорганизацию системы в сочетании с внешним воздействием. В этом контексте учебно-познавательная деятельность выступает как процесс нелинейный с не полностью зафиксированными результатами. С этой точки зрения процесс управления учебно-познавательной деятельностью требует применения гибких механизмов ее организации и контроля, стимулирующих процессы самоорганизации, саморазвития личности в образовательной среде.
В качестве особой формы управления учебно-познавательной деятельностью в условиях вуза исследован феномен ее регуляции, которая не является функцией управления и не совпадает с понятием регулирования как механизма устранения отклонений от заданной цели. Предложено авторское определение понятия регуляции учебно-познавательной деятельности как социально обусловленного воздействия на организацию и ход творческого процесса учебно-познавательной деятельности, которое инициирует процесс самоорганизации и саморазвития ее субъектов в условиях неопределенности ее результатов и выражается в единстве механизмов внешнего воздействия и самоорганизации. Это воздействие осуществляется в целенаправленно создаваемых субъективно значимых ситуациях в процессе мотивированного взаимодействия субъектов учебно-познавательной деятельности. Особое внимание уделено регуляции учебно-познавательной деятельности в вузе, поскольку под регуляцией понимается оптимизация творческих способностей личности в учебном процессе, в то время как системе школьного образования акцент делается на формировании и развитии этих способностей.
Учебно-познавательная деятельность раскрыта как исторически и культурно обусловленный процесс самоопределения и самореализации личности, который отличается открытостью и универсальностью. В качестве социокультурных регулятивных средств учебно-познавательной деятельности были рассмотрены компоненты социокультурной образовательной среды: традиции и инновации, ценности и идеалы, ценностные ориентации и позиции субъектов учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, содержание учебно-познавательной деятельности. Доказана регулятивная роль гуманистических и либеральных ценностей в социокультурном образовательном пространстве. Установлено, что основными аксиологическими предпосылками регуляции учебно-познавательной деятельности выступают универсальные общечеловеческие ценности – свобода и творчество.
Показаны отличия регулятивных средств и характера учебно-познавательной деятельности в традиционной (классической) и в инновационной системах образования. Социально-философский анализ инновационной модели образования позволил сделать вывод о том, что условия применения регулятивных средств, присущие этой модели (цели и содержание образования, формы организации и контроля учебной деятельности, идеалы и базовые принципы) являются наиболее адекватными для формирования эффективного механизма регуляции учебно-познавательной деятельности в вузе.
В работе определены основные компоненты механизма регуляции учебно-познавательной деятельности студентов в инновационной модели образования, которые отражают сложное диалектическое единство управляемых и неуправляемых процессов в ходе учебной деятельности, свободных и детерминированных поступков субъектов учебно-познавательной деятельности, взаимодействие духовных и телесных аспектов общения. Механизм регуляции, помимо регулятивных средств, включает в себя определенные условия их функционирования и использования. В качестве основных компонентов механизма регуляции рассмотрены: научно-методологическое и научно-педагогическое сознание субъектов, организация и самоорганизация учебного процесса, мотивация учебно-познавательной деятельности, открытый обмен субъективным жизненным опытом.
Механизм регуляции учебно-познавательной деятельности базируется на принципах, которые определяют правила использования регулятивных средств. На основе проведенного социально-философского анализа сформулированы принципы регуляции учебно-познавательной деятельности: принцип познавательной свободы, принцип непрерывности образования, принцип единства духовного и телесного аспектов субъективного опыта, принцип саморазвития личности, принцип социокультурной интеграции учебного процесса. Применение этих принципов способствует преодолению противоречий между содержанием учебно-познавательной деятельности и формами ее организации. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | http://dspace.nua.kharkov.ua/jspui/handle/123456789/242 |
Располагается в коллекциях: | Автореферати дисертацій
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|