DSpace О системе DSpace
 

DSpace - репозиторий ХГУ НУА >
Автореферати дисертацій >
Автореферати дисертацій >

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.nua.kharkov.ua:8080/jspui/handle/123456789/1838

Название: Розвиток інститутів освітньої сфери у трансформаційній економіці
Авторы: Астахова, Екатерина Викторовна (мл.)
Ключевые слова: інститут освіти
інституціональні освітні форми
трансакційні витрати
опортуністична поведінка
институт образования
институциональные образовательные формы
трансакционные издержки
оппортунистическое поведение
institution of education
institutional educational forms
transaction outlays
opportunistic behavior
Дата публикации: 2007
Библиографическое описание: Астахова К. В. (мол.) Розвиток інститутів освітньої сфери у трансформаційній економіці : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.01 / Астахова Катерина Вікторівна ; [наук. кер. Яременко О.Л.] ; Харк. нац. ун-т ім. В.Н. Каразіна. – Харків, 2007. – 20 с.
Краткий осмотр (реферат): Дисертація на здобуття вченого ступеня кандидата економічних наук за спеціальністю 08.00.01 – економічна теорія та історія економічної думки. Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна – Харків, 2007. У дисертаційній роботі проведено комплексне вивчення інституту освіти в умовах ринкової трансформації суспільства. Розкрито зміст і особливості функціонування соціально-економічного інституту освіти в трансформаційній економіці, що зумовила інституціональні зміни в нормах, стандартах і функціях, напрямах взаємодії основних суб’єктів освітнього процесу, проявом якого є розвиток інституціональних освітніх форм: приватна, корпоративна, дистанційна, безперервна. Розкрито особливу роль трансакційних витрат освітньої діяльності, проаналізовано явище опортуністичної поведінки суб’єктів освітнього процесу як результат мінімізації трансакційних витрат. Обґрунтовано тенденції розвитку інституціональних освітніх форм в умовах фундаментальної соціально-економічної трансформації, глобалізації, що актуалізує функції збереження й адаптації фундаментальної соціальної інформації, об’єктивно підвищує соціальний статус освіти. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.01 – экономическая теория и история экономической мысли. Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина – Харьков, 2007. В диссертационной работе проведено комплексное изучение института образования в условиях рыночной трансформации общества. Раскрыто содержание и особенности функционирования социально-экономического института образования в трансформационной экономике, повлекшей за собой институциональные изменения в нормах, стандартах и функциях, направлениях взаимодействия основных субъектов образовательного процесса. В результате зародились и получили дальнейшее развитие институциональные формы образования: частное, корпоративное, дистанционное, непрерывное. Доказано, что в свете становления рыночных отношений институт образования перестает играть роль центра передачи и формирования социокультурных ценностей, а становится производителем интеллектуального образовательного продукта как совокупности образовательного товара и образовательных услуг. Обладание подобной интеллектуальной собственностью рассматривается как инвестиции в человеческий капитал, который приносит доход, повышает конкурентные преимущества как отдельного собственника на рынке труда, так и общества в целом, создавая положительный потенциал для наращивания темпов ВВП, повышения уровня жизни населения. На основе выводов исследования предложена классификация потребителя образовательного продукта, условно разделяющая его на такие категории, как потребитель – инвестор и потребитель – получатель образова¬тельного продукта. Теоретический анализ позволил рассмотреть социальные и выделить экономические функции института образования как экономического института, который участвует в рыночном кругообороте, является субъектом экономической деятельности. В основе функционирования институт образования базируется на принципах экономической эффективности – рационального использования ресурсов, а также взаимодействует с другими экономическими институтами – институтом денег, государства, собственности, предпринимательства, финансовым институтом. На основе статистических данных и теоретических выкладок рассмотрены и проанализированы особенности трансформационных процессов института образования в свете становления рыночных отношений, которые обуславливают новые взаимосвязи между субъектами образова-тельного процесса. Завершением процесса институционализации явилось включение в единое образовательное пространство Украины новых институци¬ональ¬ных форм образовательной деятельности, потребность и актуальность развития которых отвечает требованиям времени. Раскрыта особая роль трансакционных издержек образовательной деятельности, проанализировано явление оппортунистического поведения субъектов образовательного процесса как результат минимизации трансакционных издержек, уточнена институциональная характеристика рыночно-конкурентного позиционирования образования как отрасли экономики и образовательных учреждений как поставщиков услуг, что делает образовательные учреждения объектами конкурентного давления со стороны других субъектов рынка. Обоснованы тенденции развития институциональных образовательных форм в условиях фундаментальной социально-экономической трансформации, глобализации, что актуализирует функции сохранения и адаптации фундаментальной социальной информации, объективно повышает социальный статус образования. Thesis for a scientific degree of Candidate of Science (Economics), speciality 08.00.01 – economics and the history of economic thoughts. Kharkiv National University named after V.N. Karazin – Kharkiv, 2007. Complex study of the institution of education under conditions of market transformation of society has been done in the thesis. There were revealed the content and peculiarities of functioning of socio-economic institution of education in transformation economy which caused institutional changes in norms, standards and functions, directions of interaction of basic subjects of educational process, manifestation of which is the development of institutional educational forms: private, corporate, distance, continuous ones. The special role of transaction outlays of educational activity has been revealed, the phenomenon of opportunistic behavior of subjects of educational process as the result of minimization of transaction outlays has been analyzed. There have been substantiated the tendencies of development of institutional educational forms under conditions of fundamental socio-economic transformation, globalization which causes actualization of the functions of saving and adaptation of fundamental social information, raises the social status of education in an objective way.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.nua.kharkov.ua:8080/jspui/handle/123456789/1838
Располагается в коллекциях:Автореферати дисертацій

Файлы этого ресурса:

Файл Описание РазмерФормат
автореферат Астахова.doc159,5 kBMicrosoft WordПросмотреть/Открыть

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

 

Valid XHTML 1.0! DSpace Software Copyright © 2002-2005 MIT and Hewlett-Packard - Обратная связь